Школа: 
          миф и реальность
          Не будет 
          преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются 
          в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или 
          хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем 
          развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, 
          в который не терпится поскорее войти. 
         Проходят 
          дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. 
          
         Правда, 
          далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период 
          адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, 
          кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует 
          на долгие годы превратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме 
          огорчений и обид. 
          На тему 
          так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи 
          страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. 
          Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно 
          чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. 
          Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность 
          к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную 
          и т.п. 
         Трудно 
          не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе 
          несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться 
          и вылиться в неприятие школы. Но это - лишь одна сторона проблемы. О 
          другой по сей день говорить не принято.
         Считается, 
          что наша школа, подготовившая к жизни множество талантов и героев, - 
          это оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан 
          быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. И только 
          попробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Хотя, если быть 
          до конца откровенным, это ведь действительно не так. Сама природа школы 
          такова, что порождает множество проблем, которые и ставятся в вину ребенку. 
          Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем 
          в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей. 
         А это, 
          оказывается, совсем непросто!  
         Понаблюдайте 
          за мамами и папами, приходящими в школу на родительское собрание. За 
          школьными стенами это в большинстве своем вполне уверенные в себе люди, 
          преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог, 
          почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь 
          уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое 
          слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и 
          поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, 
          то не возникает и тени сомнения, насколько они обоснованы. "Разберемся, 
          подтянем, образумим, накажем...". А дома дети с трепетом ждут возвращения 
          мамы или папы. Дети знают, что с ними действительно "разберутся".  
         
         Хотя разобраться 
          следовало бы совсем в другом.  
         Для начала, 
          родителям - в самих себе.  
         Большинство 
          родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и 
          непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный еще в детстве страх 
          перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого 
          большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере 
          своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах.  
         
         Издавна 
          провозглашалось, что школа призвана формировать у учеников научное мировоззрение 
          и нравственные идеалы. Насколько ей это удается - вопрос спорный. Но 
          в формировании комплекса неполноценности она преуспевает. Австрийский 
          психолог Альфред Адлер, который и ввел в научный и житейский лексикон 
          само понятие "комплекс неполноценности", считал его присущим любому 
          ребенку просто в силу того, что ребенок слишком мал, слаб и неумел в 
          сравнении со взрослыми.  
         Поэтому 
          маленький человек безотчетно ощущает свою неполноценность перед старшими. 
          Однако Адлер считал это явление вполне естественным, более того - позитивным. 
          Ведь ощущение своей слабости рождает стремление нарастить свои силы, 
          расширить свои возможности, то есть выступает движущей силой развития 
          и роста. Правда, если неполноценность постоянно подчеркивать, то пресловутый 
          комплекс может надолго закрепиться, а естественное стремление его компенсировать 
          приобретает неадекватные, уродливые формы.                          
         
          Парадокс 
          состоит в том, что для нашей школы на протяжении десятилетий, а в большинстве 
          случаев - и поныне, комплекс неполноценности ученика выступает краеугольным 
          камнем всей образовательно-воспитательной политики. С первых дней школьной 
          жизни ребенку отводится роль зависимого и подчиненного несмышленыша, 
          обязанного беспрекословно исполнять учительские требования. Учитель 
          - воплощение блистательной мудрости и высшей справедливости - возведен 
          на такой пьедестал, которому мог бы позавидовать непогрешимый Римский 
          папа. Причем независимо от того, что за годы учебы ребенок проделывает 
          в своем развитии огромный путь от наивного дитя до почти совершеннолетнего 
          юноши, соотношение ученической и учительской ролей остается практически 
          неизменным.  
         Десятиклассницу, 
          накрасившую ресницы, могут отправить в туалет умываться подобно тому, 
          как ставят в угол описавшегося малыша (что, кстати, тоже совершенно 
          педагогически безграмотно). 
          Будем 
          называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко 
          меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы 
          и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако 
          не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно 
          очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными 
          порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее 
          - к повиновению.  
         Ребенку, 
          попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению 
          свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим 
          и 
          зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, 
          испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. 
          Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" 
          детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от своих умственных 
          способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного 
          воспитания.  
         Детский 
          сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, 
          с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания 
          в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, 
          что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского 
          сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально 
          закалился.      
          Первоклассник, 
          особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует 
          любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: 
          шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, 
          чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения 
          и тревоги, но об этом достаточно ясно сигнализируют изменения в его 
          поведении.                                        
           
          Бывает, 
          что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно 
          
          разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает 
          помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.                                        
           
         Прежде 
          вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: 
          то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом 
          в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное 
          улучшение.  
          Бывает 
          и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. 
          Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: малыш неусидчив, 
          излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: 
          внешне впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, 
          которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, 
          очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, 
          одеться, позавтракать.  
         В армии 
          всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и 
          мы сами порою ведем себя точно так по отношению к своему "новобранцу 
          армии 
          знаний", тормошим его и понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным 
          и оглушенным.  
         А может 
          ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно 
          ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности? 
         
          Если 
          не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего 
          стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию 
          - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких 
          тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на 
          десять.                                        
           
         Еще одна 
          проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти 
          в 
          любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка 
          в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой 
          чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало 
          того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. 
          А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее ста калорий, которые 
          можно добрать и попозже.                                        
           
         Но это 
          - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь 
          школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих 
          привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, 
          веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня 
          чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, 
          бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти 
          совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж 
          точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь 
          вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком 
          смысле), 
          не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто 
          высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок 
          отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости 
          и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, 
          что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".                                        
           
         Милые 
          мамы! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных 
          учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстрация, порожденная 
          учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли 
          никудышними учениками). Наверное, не стоит сразу возражать: учителя 
          к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что 
          учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы 
          сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. 
          И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время 
          изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.                                        
           
         Миф первый: 
          "Школа - второй дом".  
         Дом у 
          ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас 
          наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного 
          дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, 
          работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: 
          все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа 
          не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно 
          набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим 
          приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.                                        
           
         Миф второй: 
          "Учительница - вторая мама".  
         Мать у 
          ребенка тоже одна. И избави его Бог от тех, кто стремится стать ему 
          второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать 
          те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница 
          пускай играет для 
          собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. 
          Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, 
          ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться 
          еоткуда.                                        
           
         Миф третий: 
          "Учитель желает ребенку добра".  
          Правильнее 
          сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику 
          не навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже другая категория, 
          и это не всегда забота учителя. Если есть такая возможность, порасспросите 
          в приватной беседе любого педагога о его целях. Редко кто ответит, что 
          цель его жизни - сделать счастливыми 
          своих учеников. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков - это да! Редкий 
          учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные 
          мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы.                                        
           
         Миф четвертый: 
          "Учитель всегда прав".  
         А встречали 
          ли вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не 
          ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? 
          Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, 
          у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) 
          и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений 
          с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу 
          - умную, добрую и справедливую.                                        
         
          А то 
          и двух-трех таких учителей... Из тех полутора десятков, что в свое время 
          учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда 
          пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и славу Богу. А большего 
          ждать наивно.                                        
           
         Многие 
          из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений 
          из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем 
          повторять их ошибки. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное 
          обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много 
          приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах 
          радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если 
          бы не навязанные нам розовые очки, не дающие различить шероховатости 
          и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка 
          в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". 
          Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.                                    
           
         Сергей 
          СТЕПАНОВ, психолог 
         
          Главная страница на тему: 
          
          БеЗплатные консультации для родителей и 
          педагогов. 
          Ответы на вопросы.