Музыкальная БАЗОВАЯ подборка №1 и АНАЛИЗ


 

Начальная версия: 5 января 1998
Дополненная и исправленная версия: 25 мая 2018


НАХОДИТЬ очень хорошую музыку, умею ВОСХИЩАТЬСЯ ею - и ПЕРЕДАВАТЬ восхищение другим людям.

Особенно хорошо это получается с детьми.
Потому что они чище, умнее, талантливее взрослых - и их Души КАЧЕСТВЕННО иначе открыты Красоте и Добру. Не зря Христос - который Радомир, и от которого пошло настоящее ПравоСлавие - говорил "Будьте, как дети".

Я всего лишь Проводник - между гениями композиторов, исполнителей и Душами детей (и взрослых).

О подборе музыки для работы с детьми.
Кстати, взрослые при желании тоже могу
т очень многое открыть для себя в Мире Музыки.
И вообще, недавно я вдруг понял, что взрослые нуждаются в нравственной корректировке гораздо больше, чем дети (с силу своих исключительных способностей сильно портить окружающий мир). И музыка один из лучших способов.
На мои занятия с детьми часто приходили взрослые - родители, учителя. И я видел, ЧТО музыка делает с ними!

Вопрос: как Правильно подобрать музыку для слушания - именно в Интернете.

Найти ли в Интернете те же самые записи, которые я использовал на занятиях с детьми - или пусть поиском занимаются сами родители, воспитатели и другие заинтересованные люди?

Я решил найти и поставить готовые ссылки - по возможности найти на ТЕ ЖЕ САМЫЕ отрывки, которые использовались в 1986-87 годах. Потому что с тех пор появилось много версий - часть из которых предствляет, прямо говоря, опошленные и эклектичные версии оригинала.

Кроме того, большинство родителей, заранее извиняюсь за прямоту, НИЧЕГО не понимают в музыкальной педагогике. Пусть лучше получат ГОТОВЫЙ материал - и потратят время (которого не хватает) на совместное прослушивание музыки с детьми.

Итак.


В процессе занятий сложились несколько музыкальных подборок.

Здесь я даю только одну - для примера. Чтобы показать, по каким ПРИНЦИПАМ строится последовательность музыкальных фрагментов.

Очень важно, ЧТО мы говорим детям - или ребёнку - ПЕРЕД прослушиванием каждого фрагмента.
Нужно что-то ОЧЕНЬ ПРОСТОЕ. Буквально несколько фраз.

Также ВАЖНО, ПОСЛЕ прослушивания спросить, понравилась ли музыка.
Я делал очень простую игру - просил детей поставить ОЦЕНКИ по каждому фрагменту на бумаге. Также спрашивал, кто поставил "5" за "эту музыку", кто 4, кто, может, 2.
Большинство детей, особенно "подготовишки" ("нулевой класс", 6 лет), чаще писали 5 и 4.
Встречались и "двойки". Однако большинство оценок - на тех же листочках, которые сдавали дети - были опять-таки 5 и 4.
То есть В ЦЕЛОМ детям и процесс, и сами музыкальные произведения ОЧЕНЬ НРАВИЛИСЬ.
При этом фамилия и имя на листочках с оценками ПРИНЦИПИАЛЬНО не писались - и я просил детей фамилии не писать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ эффект письменных оценок по 5-балльной системе.
Можно ИЗМЕРИТЬ эффект от занятий - как это ни странно звучит для многих.
Мы получаем Среднюю Арифметическую Оценку - для РАЗНЫХ возрастов.

Помню, я очень сильно удивился, когда в 8-м классе, с Первого прослушивания средний балл на прослушивание 3-го концерта С.Рахманинова получился 3.95 - то есть практически "твёрдая четвёрка".
И это было не в образцово-показательной, а в очень запущенной школе г.Москвы, в районе, "знаменитом" своими криминальными "кадрами" на всю страну.
Просто ВДУМАЙТЕСЬ, уважаемые читатели!
Что делает эта ОЧЕНЬ Простая методика с 14-15 летними подростками!

Я помню, как в школу приехала проверка из Московского дворца пионеров и городского отдела образования. Дирекция школы так не любила (мягко говоря) мои занятия, что вызвала проверку в СВОЮ школу.
И вот после занятия, в ответ на ехидный вопрос проверяющих "ну и что вам дали эти уроки", трое мальчиков из 7-го класса сказали: "Мы открыли для себя классику".
Пожалуйста, подумайте, КАК эта методика и музыка повлияли на ВСЮ их дальнейшую жизнь! … И следующие жизни тоже….

Во многом при подборе музыкальных фрагментов я просто доверял моему вкусу.
Кто-то скажет, что вкус - понятие очень субъективное.
Ну…
Во-первых, здесь дело в искренности. Нужно давать - особенно детям - ТОЛЬКО то, что тебе ЛИЧНО нравится.
Во-вторых, нужно с чего-то начинать. Потому что или Вы прививаете детям хороший вкус - и не только к музыке - или они начинают кушать то, что даёт им улица, организаторы сомнительных концертов и записей. Да и во многих семьях слушают, мягко говоря, что попало. У некоторых вообще телевизор целый день работает "для фона".

Подбирать нужно очень РАЗНУЮ музыку - идеально из ВСЕХ направлений. Кроме агрессивных.
Кроме перечисленных ниже, мы слушали и фольклорные записи, и записи, где смешивались стили народные и современные.

ВАЖНЕЕ всего привить детям ЛЮБОВЬ к ХОРОШЕЙ музыке.

Позже выяснилось, что эта Методика очень важна и при ОБУЧЕНИИ в музыкальных школах - чтобы сохранить у детей, особенно на начальном этапе обучения, всё ту же самую Любовь к музыке. Это ещё одна отдельная тема.


ОЧЕНЬ ВАЖНО

Ни в коем случае не нужно пытаться объяснить детям - и взрослым тоже - т.н. "смысл музыки". К сожалению, этим часто занимаются преподаватели.
Этим многие пытаются заниматься - из-за отсуствия понимания, ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКА.

Уверяю Вас!
Если бы Моцарт или Бах, или другие великие композиторы считали нужным написать "инструкцию для понимания смысла музыки", они бы это обязательно сделали.

Нам нужно ВСЕГО-НАВСЕГО сделать так, чтобы дети ПРОСТО ВНИМАТЕЛЬНО послушали музыкальные фрагменты.
А всё остальное сделают ГЕНИЙ композитора и исполнителя.

Вот, например, в этом фрагменте, на ссылке чуть ниже, КАКИМИ СЛОВАМИ можно объяснить смысл музыки?
Есть ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ.
Кстати, эту музыку можно слушать и взрослым, и детям. Вы можете не верить, но я на 100% уверен, что дети поймут эту музыку ЛУЧШЕ Вас. Хотя бы потому, что они ЧИЩЕ НАС.
ЕЩЁ РАЗ!!! Важно, ЧТО нужно сказать ПЕРЕД прослушиванием.

Это должны быть ПРОСТЕЙШИЕ ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СЛОВ.

Например, "ДАВАЙТЕ ПРОСТО ВМЕСТЕ ПОСЛУШАЕМ".
И ВСЁ!

Совет всем взрослым, кто любит болтать перед детьми и подростками - и давать им "советы", то есть читать нотации.
Приготовьте пластырь - и вместо чтения нотаций детям по любому поводу заклейте себе рот.
И это будет САМЫМ ЛУЧШИМ решением.

А эту музыку нужно слушать ПОСЛЕ прослушивания подборки.
Weather Report - Birdland


Контактная информация и консультации:

E-mail: vsunnymlm @gmail.com - без пробела перед @
Мой новый Skype: live:vsunnymlm
+7 916 141 41 23


ПОДБОРКА БАЗОВАЯ № 1

Фрагмент 1

"Tiger Rag", русский вариант названия "Тряпичный тигр". Концертная запись с грампластинки Луиса Армстронга фирмы "Мелодия".
Пьеса игралась
очень много раз и разными коллективами.
https://www.youtube.com/results?search_query=tiger+rag+louis+armstrong
Если хотите прямо сразу слушать "Тряпичный тигр", нажимаете клавишу Ctrl и щёлкаете на эту цифру. 37:20
Традиционный джаз.
Музыка яркая, очень быстрая, смешная, слышен восторженный шум многотысячного концертного зала. Дети всегда в восторге. На этом фрагменте они раскрепощаются.
Задача именно такая: "расшевелить", ракрепостить детей.
И на этом возбуждении дети слушают следующий фрагмент - похожий. Тоже джазовая пьеса, но уже другая, более спокойная. И так мы гармонично переходим на следующий, третий фрагмент - и уже классическая музыка, см. ниже.
ПЕРЕД прослушиванием - маленьким до 3-го класса включительно - я говорил детям о том, как "музыканты, вместе со зрителями, ловят этого самого "Тряпочного Тигра". Такая лёгкая, очень короткая сказка.


Фрагмент 2

East St. Louis Toodle-Oo (1927) HQ - Duke Ellington and his Kentucky Club Orchestra.
Вариант: https://youtu.be/-_Y0cJ-aEbY
Традиционный джаз. Музыка спокойная и медленная.
Пьеса короткая, поэтому можно слушать полностью.
Идеально - с тройного альбома фирмы "Мелодия" "Творчество Дюка Эллингтона. Запись 1927 года.
Здесь я говорил про паровозик, который издавал звук "Тудл уууу".


Фрагмент 3

Сергей Рахманинов, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. "Мелодия", Лондонский филармонический оркестр. Фрагмент начальный - 3, максимум 4 минуты (точно нужно смотреть на кассете).

Важно прервать именно там, где уже "зацепило" и ещё совсем чуть-чуть. Тогда остаётся интрига и желание слушать ЕЩЁ.
То есть ни в коем случае не надо давать слушать классику сразу и много. И важно Очень Хорошее исполнение (не какое попало).
Разные исполнители.
Рахманинов, Концерт № 3 для фортепиано - Ван Клиберн / Вэн Клайберн.
Есть и другие записи. При желании можно легко найти в поиске, послушать и сравнить.
https://www.youtube.com/watch?v=ulE4KlRpIpU


Вариант фрагмента 3
Дмитрий Кабалевский Концерт для ф-но с оркестром №3 "Юношеский". https://youtu.be/7ILILmNuPZI
Слушать первые примерно 2 минуты.


Дальше - или чуть позже - всё уже гораздо проще. Дети уже настроены. Достаточно сказать "Давайте просто вместе послушаем".


Фрагмент 4

Алексадр Дольский

"Семейная молитва".

"Два мальчика на длинном берегу"

Эту песню я слушал уже с учениками 3-го класса.
Вариантов много, но я предпочитаю видео с исполнителями. Потому что Дольский очень хороший гитарист - и его исполнение мотивирует многих детей заняться именно классической гитарой. Чаще всего непрофессионально - но это, как правило, на всю жизнь. Что влияет на личность очень позитивно.
На этой же странице - другие записи Дольского.
С детьми можно слушать почти всё - кроме его поздней социальной тематики.
Более взрослая тематика подходит для более старших детей и подростков.

Да и взрослым есть что послушать. Разные записи

Есть также авторский сайт. Очень рекомендую роман в стихах "Анна". Во многих фрагментах мне стиль Дольского нравится больше, чем слог Пушкина. Иногда просто несравнимо.


Фрагмент 5

Сергей и Татьяна Никитины "Птицелов". https://www.youtube.com/watch?v=viwzAl__nPw


Фрагмент 6

Жан-Люк Понти. Современный джаз. "Мираж"/ Jean-Luc Ponty - Mirage
https://youtu.be/bKkMvBvyqvE

Вариант фрагмента 6
"Солнечный танец Средиземноморья" - современная гитарная музыка.
Запись концерта с грампластинки фирмы "Мелодия" с таким же названием.
Можно и лучше показывать с ВИДЕО - пусть дети видят, ЧТО и КАК можно делать на гитаре.
https://www.youtube.com/watch?v=9Xv8o2VkQwk


Фрагмент 7

"На улице Каштановой" - Юрий Антонов.
Здесь всё просто. Настоящий Народный Артист - с большой буквы.
И Юрий Антонов - это ОЧЕНЬ хорошая эстрада.
Многие дети и подростки именно на песнях Антонова открывают для себя хорошую эстраду.
Что ОЧЕНЬ ВАЖНО, они - и, кстати, многие взрослые - начинают слушать и СЛЫШАТЬ хорошую музыку. Для людей музыка перестаёт быть фоном - а становится СОБЫТИЕМ.
///
Мне лично нравится именно ЭТА запись. Очень тёплая, много акустики (в отличие от более поздних вариантов).
Ещё раз! Дарить людям нужно то, что ТЕБЕ нравится.
На Улице Каштановой - Юрий Антонов - 1985 - С Новым Годом.
https://youtu.be/klt2EPh80YY


Фрагмент 8

Знаменитая пьеса Хэрби Хэнкока "Хамелеон"
Это уже более современный джаз, чем Луис Армстронг.
Много разных исполнений на разные вкусы. Ссылка ниже.
Я давал детям слушать запись оркестра Куинси Джонса (на пластинке фирмы "Мелодия". Название нужно уточнить).
Здесь записи разных знаменитых исполнителей - на разные вкусы.


ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Вообще, чем хорош джаз, классика, фолк для любого человека и особенно детей и подростков?
Если очень коротко - и с педагогических, воспитательных позиций - в частности, джаз и классика формируют хороший вкус (и не только музыкальный) и служит своеобразной "прививкой" от агрессивных направлений рок-музыки, формирующих чаще всего очень нездоровых, невротических, агрессивных людей.

Музыкальные "прививки" - это очень отдельная и важна тема.

Самое ГЛАВНОЕ: ни в коем случае не нужно спорить с теми детьми и подростками, которые успели поймать "вирус" агрессивной музыки.

И не нужно читать им нотации - тем более говорить им про их дурной вкус, что является фактически оскорблением, и этим "педагогическим" приёмом, к сожалению, пользуются многие т.н. "воспитатели".
Они пытаются просто "давить" на детей - и получают в ответ только негативные чувства и разобщение. И родители тоже этим занимаются. И если говорить о причинах этого явления честно - то решающим фактором является просто доминирование с позиций силы.

Кстати, эта дурная тенденция - давить людей - в России существует не только в педагогике - и началось задолго до 1991 года (и известных событий).
Это ещё одна отдельная тема - последствия нарастающей динамики тоталитарного, силового, мышления - развитая в моих статьях, не связанных напрямую с музыкально-эстетическим воспитанием детей и подростков.

В нашем случае вопрос решается прости и изящно.
Нужно просто-напросто дать послушать детям и подросткам ДРУГУЮ музыку.
Классику, джаз, фольклорную музыку и другую - обязательно в ХОРОШЕМ исполнении. И вот здесь нужна помощь профессионала. Именно это я и делаю - давая ссылки на конкретные записи.

Есть известная фраза "Всё познаётся в сравнении".
И ещё была реклама, очень точная: "ПОЧУВСТВУЙТЕ разницу".

У меня подростки говорили: "Мы открыли для себя классику". Или джаз. Или бардов.
Надеюсь, многие из Вас, уважаемые читатели, понимают, ЧТО это означает.


КОРОТКИЙ АНАЛИЗ подборки.

Как Вы видите - или уже услышали - музыка очень разная.
Поэтому происходит переключение - и урок, можно сказать, "пролетает, как одна минута".
ВАЖНО: короткие фрагменты - дети не успевают не то, чтобы устать. Им хочется слушать ещё.
Кто-то из "умников" и "правильных" воспитателей - особенно с музыкальным образованием. - наверное скажет, что это, мол, "эклектика": давать детям слушать разную музыку.
Эту тему можно обсудить на семинарах "на земле", вебинарах и даже на созвонах в скайпе.

ГЛАВНОЕ здесь, что дети приучаются слушать РАЗНУЮ музыку. И позитивное отношение, допустим, к смешному, энергичному джазу по инерции (если можно так выразиться) переносится на музыку Сергея Рахманинова или Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха.
И практика - которая Критерий Истины - показывает, что дети не очень хорошо реагируют, если им сразу дать послушать музыку тех же классических авторов.

Здесь есть ОГРОМНЫЙ игровой потенциал. Можно предложить провести часть урока - если это в школе - кому-то из учеников, можно какой-то небольшой группе.
Допустим, половину урока ведут ученики, половину - преподаватель.
А потом устроить обсуждение. Предложить детям сказать в слух, что понравилось у их товарищей, и у преподавателя.
Этот процесс выявляет в детях ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ наклонности. Это важно - потому что в наше время в школах КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ не хватает мужчин-учителей.

Можно предложить написать что-то вроде сочинения - без лимита. Можно очень короткое, можно какое угодно подробное.


ПРИНЦИПИАЛЬНО важно: ВОВЛЕЧЕНИЕ детей в процесс.
И ПРЕДЕЛЬНО мягко и бережно! И ДОБРО-ЖЕЛАТЕЛЬНО.

Я всегда говорю очень просто:
"Давайте просто вместе послушаем. Всего несколько минут.
Ведь эту музыку во всём мире слушают десятки миллионов людей.
Значит, в этом что-то есть.
А вдруг Вам понравится?"


ВАЖНО - на примере и анализе Подборки №1 - понять ПРИНЦИП подбора музыкальных фрагментов.
Можно брать песни из хорошей эстрады, традиционного джаза времён диксиленда, романсов, бардов, народной и стилизованной музыки.
Много есть хороших красивых песен для детей.

Вы можете обращаться ко мне с вопросами. Желательно, конечно, чтобы вопросы были более конкретными, а не обобщёнными (вроде "а что вообще нужно слушать").

Я готов общаться с Вами по скайпу голосом.

Контактная информация и консультации


Другие варианты музыки для прослушивания

1-й концерт для ф-но с оркестром – Дмитрий Кабалевский

Tiger-Rag и другое – Луис Армстронг

St.Louis Toodle-OO – оркестр Дюка Эллингтона, 1927 год.
3-й концерт С.В.Рахманинова для фортепиано с оркестром.

«Тридцать три коровы», «Жил да был брадобрей» – из фильма «Мэри Поппинс, до свидания».

Ансамбль Дмитрия Покровского – народные песни.
Ансабль "Песняры", Беларуссия - народные песни в первую очередь.

«Солнечный танец Средиземноморья» – Эл ди Меола,  Джон Мак-Лафлин,   - концертная запись.

Индийская народная музыка

Народная музыка разных народов

«Корни лотоса» – Махавишну-оркестр.

Жанна Бичевская – баллады и народные песни.
Латинская оркестровая музыка – баллады

«Иракере» – оркестр, Куба.

Жан-Люк Понти - «Мираж» и др.

 
Александр Дольский  - «Два мальчика» и многое другое.

«Концерты для гобоя и струнных» – Антонио Вивальди.

«Кончерто гросси» – Гендель

Произведения для органа, Бранденбургские концерты – И.С.Бах

Гитара - классика и современная музыка.

«Я мечтал пожить, как дельфин» – «Рондо»

Музыка из кинофильмов – красивые баллады – наших и зарубежных (например, из к\ф «Тутси»).

“Dire Straits” – в основном,  баллады.

Джаз – в основном, диксиленд.

Оркестр Садао Ватанабэ.

Дейв Грюсин.

Классика – на Ваше усмотрение.

Экологический джаз – “Wolf Eyes“

Ирина Сурина – практически все русские народные песни.

Оркестр Поля Мориа.

Армик – современная гитарная музыка.

Потрясающей музыки вокруг очень много.
ГЛАВНОЕ: уметь ПРАВИЛЬНО с ней обращаться при общении с детьми, подростками и взрослыми.
Именно для этого и нужна ЭТА МЕТОДИКА.


*****

Проект статьи "Кто будет спонсировать Культуру и возрождение нравственности?"

Стоит задуматься над явлением, которое много раз описывалось в прессе и литературе.

Талантливые музыканты, писатели, артисты, учителя умирали в нищете.
И это продолжатся сегодня.
Почему?
По всей видимости, общество не хочет им помогать. И правительства, кстати, тоже. И они ещё требуют, между прочим, какого-то к себе уважения.
Но дело в другом.
Уже очень много лет обществу внушают, что "настоящий" талант "всегда пробьёт себе дорогу".
То есть - если писатель, музыкант или преподаватель не научился ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ, то "никакой он не талант". Более того, он и не учитель, и не писатель, и не композитор.
Как только мы задаём себе классический вопрос римского права "Кому выгодно это преступление?" - а это именно преступление: внушать людям, что талант измеряется деньгами - мы очень быстро понимаем, КОМУ это выгодно.


Богатые люди в России и не только иногда очень любят иногда поговорить про то, какая "безкультурная" у нас страна и люди.

А почему в России учителя, хорошие писатели (которые пишут не похабщину, а добрые книги) и другие люди иногда живут за гранью бедности?

Понятно, что преступный снизу до верху госаппарат не будет финансировать ни Культуру в целом, ни воспитание детей в частности.

И что сделали богатые люди России для КУЛЬТУРЫ?

Хороший вопрос, правда? …


ИЩУ СПОНСОРОВ,
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ
ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО

 Методику и "ЗАЧЕМ?" можно посмотреть здесь

На все вопросы отвечаю.


Контактная информация и консультации:
Skype: live:vsunnymlm
+7 916 141 41 23

E-mail: vsunnymlm @gmail.com - без пробела перед @

*****